Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Формы работы с читателями

Дата: 7 декабря 2017 в 21:40, Обновлено 11 декабря 2017 в 17:40

I. Индивидуальная работа с читателями.
Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.

Задачи индивидуального обслуживания:
- удовлетворение информационных потребностей читателей;
- развитие структуры и глубины интересов читателей;
- содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития;
- организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем притяжении пользования читателем библиотекой.

Формы индивидуальной работы с читателями:

1. Беседы
- беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения об учащихся. Во время этой беседы читателя знакомят с правилами пользования , историей , традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями и ресурсами, узнают культуру чтения записывающегося.
- беседа о рекомендованной литературе. При ее проведении библиотекарь учитывает содержание книг, уровень читательского развития учащегося, с которым проходит беседа, его интерес и характер спроса.
- беседа о прочитанных книгах. Цель такой беседы- выявление уровня читательского развития учащегося, в том числе – была ли ему понятна прочитанная книга; выявление вкусов и предпочтений читателя ( на примере обсуждения прочитанной книги); выявление ожиданий читателя. Библиотекарь должен поинтересоваться, какую практическую пользу она принесла в учебном процессе или самообразовании.


2. Индивидуальное плановое чтение. Эта Фома позволяет привлечь пользователей библиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного развития читателей. Цели:
- определить круг тем, которые интересуют читателей
- на основании анализа этих тем определить тематику планов чтения
- выяснить, какие важные темы не вошли в читательский перечень, и наметить пути привлечения читателей к индивидуальному плановому чтению.

Виды индивидуального планового чтения:
1) «типовые планы чтения». Которые создают в библиотеках на основе анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей;
2) списки литературы типа «Что читать дальше»;
3) наиболее подготовленные читатели на основе рекомендательных указателей литературы составляют для себя индивидуальные планы чтения


3. Форма индивидуального информирования – заключается в постоянном оповещении читателей о новых документах по  интересующей их теме, как поступивших в данную библиотеку, так и в другие библиотеки отрасли. Индивидуальное информирование включает: уточнение темы, согласование источника информации, определение типов и жанров документов, согласование формы предоставления информации ( собственно документ, тематическая подборка, и.т.д.) , согласование сроков предоставления информации.
Консультации. Консультационная работа включает вопросы повышения информационной компетентности читателей, в том числе: алгоритмы поиска в каталогах и картотеках, заполнение читательских требований, выбор книг в фондах открытого доступа и.т.д.


II. Групповое и массовое обслуживание читателей в библиотеке учреждения образования.
Групповое обслуживание – это совокупность форм и методов направленных на удовлетворение культурно-информационных потребностей малых групп читателей, объединенных общими интересами.

Массовое обслуживание – путь удовлетворения данной библиотекой культурно-информационных потребностей характерных для большинства читателей.


Групповые и массовые мероприятия должны проводиться так, чтобы поставленные вопросы были понятны и тем, кто хорошо знает рекомендованную книгу, и тем кто впервые встречается с ней.
Групповое мероприятие требует длительной подготовки, Тогда же, когда надл быстро познакомить с книгой, лучше использовать фронтальное мероприятие, которое легче готовить,  чем групповое.

Формы работы при групповом и массовом обслуживании читателей:

вечер вопросов и ответов – это способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и метод активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Подобные вечера проводятся по одной теме или по меняющимся темам в зависимости от изменения интересов читателей.
презентация книги – происходит детальное ознакомление читателей с ее содержанием
вечер диалог – форма проведения дискуссий в библиотеке, предполагающая у участников дискуссии аргументированных точек зрения, сложившихся мнений
читательская конференция, предусматривает обмен мнениями в широкой читательской аудитории. На читательской конференции сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение о книге. Смысл конференции и состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги.
диспуты -  целью является выяснение различных подходов, утверждений наиболее обоснованных точек зрения, взглядов по какой-либо проблеме. Один из трудных моментов – начало диспута. И здесь должен сыграть свою роль ведущий. Постановкой удачных вопросов он активизирует аудиторию, стимулирует первое выступление.

Можно составить следующую памятку:
- на диспуте нет наблюдающих – все активные участники разговора
- никто не читает нравоучений, каждый откровенно высказывает свое мнение
- выступая, можно привести примеры из своей жизни, жизни своих товарищей, из литературы и т.д.


устный журнал – это оперативный способ информации о новинках отраслевой и художественной литературы. Устному журналу присущи: постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность, разнообразие материала и обязательно – новизна предлагаемой информации. Журнал состоит из ряда разделов – своего рода «страниц».
разные виды «чтений»: Встречи с героями и авторами книг; библиотечные вечера; комментированное чтение (форма устного знакомства с произведениями литературы, предусматривающая чтение текста в слух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного); литературные чтения (художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера»); циклы чтений массовых мероприятий, посвященных событиям, жизни замечательных людей и т.д.
тематические библиотечные вечера относятся к числу форм рекомендации книг, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстрированной направленностью, которая проявляется в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах. Тема вечера освещается разными средствами, включая музыку, художественное слово, изобразительное искусство, кино-фото-документы.

Формы тематических вечеров:
1) вечера лекции, сопровождаемые библиографическими обзорами, демонстрацией книжной выставки; 
2) вечера встреч с интересными людьми (писателями, учеными, общественными деятелями и т.д.); 
3) вечер-портрет и «бенефисы читателей», посвященные рассказу о юбиляре, с выставкой книг из домашней библиотеки, прослушиванием любимых им музыкальных произведений и т.д.; 
4) литературные и литературно-музыкальные вечеров прислушивания музыкальных записей, киновечер и др.


клубы и объединения – направленные на развитие  познавательных интересов школьников, привитие навыков самостоятельной работы с документами, на активизацию использования информационных ресурсов библиотеки. Клубы создаются по инициативе самих читателей, либо библиотекарей, разрабатывает свои уставы и правила, выбирают эмблемы и другую символику.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.