Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Психологические и эмоциональные особенности работы школьных библиотекарей

Дата: 7 декабря 2017 в 21:47, Обновлено 11 декабря 2017 в 17:52

В начале 70-х годов XX века психологи обратили внимание на интересный факт. У некоторых людей после нескольких лет работы начинал меняться стиль общения. Проанализировав эту ситуацию, они выявили особую форму «болезней стресса» – «болезнь общения» – «выгорание персонала». 

Термин «профессиональное выгорание» звучит настолько безнадежно, что мало кто отважится применить его по отношению к себе. «Неважно себя чувствую», «наверное, сегодня не мой день», «как мне все это надоело» – вот обычные «диагнозы», которые ставят себе работники, страдающие от эмоционального, физического и умственного истощения на работе.

Синдром эмоционального выгорания  сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

В основе синдрома эмоционального выгорания лежит стресс.

СТРЕСС (от англ. давление, напряжение) – психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками и т. д. Теория стресса была создана Г. Селье (1907 – 1982), канадским биологом и врачом. После воздействия стрессора от коры головного мозга импульс поступает в гипоталамус (центр эмоций), затем происходит стимуляция нервной системы, и в результате раздражается мозговое вещество надпочечников, которое увеличивает отдачу адреналина в кровь. Адреналиновая секреция стимулирует сердечную деятельность, повышает обменные процессы и т. д. Когда на психику человека выпадает сильная нагрузка, она проходит три стадии. Вначале ему чрезвычайно трудно, затем он привыкает, обретает *второе дыхание* и в конце концов все же теряет силы и вынужден прекратить работу.
На заре существования человечества стресс был одним из главных механизмов выживания человека. Получив заряд адреналина, человек начинал быстрее двигаться, чаще дышать, увеличивалась частота сердечных сокращений, что позволяло ему остаться в живых.
В настоящее время механизм выработки адреналина в критической ситуации не изменился, но человек не имеет возможности «сбросить» стресс физически, эмоционально, что приводит к многочисленным проблемам.

Что же провоцирует СЭВ?

Внешние факторы, провоцирующие профессиональное и эмоциональное выгорани

Ускорение темпа жизни. Жизнь в современном «Обществе потребления» предполагает, что человек должен быть всегда успешным во всех сферах жизни, особенно в карьре. Он должен  зарабатывать как можно больше, чтобы как можно больше потреблять, даже если в этом нет необходимости. Во главу угла ставятся не моральные, семейные, духовные ценности, а уровень материальной обеспеченности. В тоже время природа распорядилась так, что человек не может всегда быть «на волне». В жизни каждого индивида постоянно чередуются эмоциональные, физические подьемы и спады. В связи с этим может возникнуть чувство «выпадания из обоймы», что крайне негативно сказывается на психо-эмоциональном состоянии человека.

Глобализация и урбанизация. Все больше людей становятся жителями крупных мегаполисов. Вдумайтесь: за один день современный горожанин видит за день столько же людей, сколько житель викторианской эпохи за всю прожитую жизнь. С точки зрения психологов крайне негативное влияние на современного человека оказывает однообразная, бесцветная, прямоугольная архитектура современных городов.

Влияние СМИ. Внимательно посмотрите на обложки «глянцевых журналов». Из года в год освещаются одни и те же темы: «Как победить целлюлит», «Как похудеть к лету», «Как постоянно быть сексуальной и обворожительной», а вот волнующие современную женщину проблемы семьи не подымаются вовсе. Обычная женщина, формы которой очень далеки от 90-60-90 испытывает все возрастающие комплексы, от кажущегося ей несоответствия предлагаемому эталону.
Передачи на телевидении также очень далеки от проблем  разумного, доброго, вечного Откровенно навязывается модель поведения, которая предполагает самые циничные и безнравственные методы достижения успеха в жизни. В такой ситуации на человек начинает испытывать ежедневный эмоциональный прессинг, который только усугубляет уже существующие в его жизни проблемы

Эмоциональная разобщенность общества. В 70-90 годы, когда весь мир активно обсуждал проблему психо-эмоционального выгорания общества, на просторах СССР такой проблемы практически не существовало. Альтернативой дорогостоящих американских психологов была «кухонная психотерапия». Люди встречались, обсуждали проблемы, вместе искали пути их разрешения.
Резкое ускорение темпа современной жизни, замещение личной жизни работой, разрыв родственных связей, эмоциональное обезличивание приводит к тому, что человек остается один на один со своими профессиональными, эмоциональными, физическими проблемами.

Резкий скачок в развитии информационных технологий. Именно резкий скачок в развитии информационных технологий приводит к замене традиционного общения на «виртуальное». Люди старшего поколения испытывают психологический дискомфорт от неумения пользоваться современными информационными технологиями.

Внутренние факторы, провоцирующие  профессиональное и эмоциональное выгорание

Диктаторский стиль руководства. Именно такой стиль руководства чаще всего приводит к выгоранию не только отдельных людей, но и целых коллективов.

Небольшая зарплата. Одним из основных критериев мотивации современного человека является достойная заработная плата. Человек, труд которого не оценен по достоинству выгорает в первую очередь.

Склад характера и темперамент. Самая главная причина эмоционального и профессионального выгорания кроется в индивидуальных особенностях вашего характера и типе вашего темперамента. Например, экстраверты гораздо легче перенесут проблемы на работе, так как могут в силу своего темперамента «сбрасывать» свои эмоции вовне. Интроверты, наоборот держат переживания в себе, что провоцирует быстрое эмоциональное выгорание. Оптимист выгорает гораздо медленнее по сравнению с пессимистом. Сангвиники всегда оценят ситуацию на работе более оптимистично, чем  меланхолики, и гораздо менее эмоционально, чем холерики. Наименее подвержены выгоранию люди с чувством юмора.

Уровень профессиональной подготовки. Чем выше ваш профессиональный уровень, тем выше ваши шансы в профессии. XXI век требует от человека высокого уровня профессионализма.

Способность к творчеству. Способность к творчеству может действовать и как катализатор вашей профессиональной деятельности, и как фактор провоцирующий профессиональное выгорание. Если ваши творческие идеи и порывы услышаны и оценены по достоинству, то это один из главных факторов  вашего профессионального становления.
Если же ваши творческие задумки положены «под сукно» и реализация их крайне затруднена, то во избежание профессионального выгорания желательно сменить работу, либо род деятельности.

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании?


Итак, топ-десятка  «погорельцев». Кто «выгорит» быстрее?


1) Трудоголики, готовые выкладываться по 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, входных и отпусков, - первые кандидаты на полное психологическое выгорание, приводящее в результате к ранней смертности.

2) Особенно быстро «выгорают» сотрудники-интроверты, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативной профессии. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.

3) Синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего это - женщины, переживающие «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

4) Профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. На постсоветском пространстве к этой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста.

5) На фоне постоянного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность (испытательный срок, будущая аттестация, смена работы). Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.

6) Синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах. Не менее сложная ситуация у жителей небольших населенных пунктов, где найти новую работу практически невозможно.

7) Самая сложная ситуация наблюдается у женщин после 40-х лет с проблемами в личной жизни. Отсутствие поддержки в семье, проблемы у родственников с алкоголем и наркотиками  крайне негативно сказываются на эмоциональном и психологическом  состоянии женщины. Кстати, необходимо учитывать и обратную ситуацию. Первыми от ненормальной ситуации у мамы на работе страдают дети: образ родителя, который не способен отключаться от работы и недоступен для своих детей, остается печальным стереотипом эмоционального «погорельца».

8) Крайне тяжело работать специалисту, который либо перерос уровень работы, либо  профессиональная деятельность которого не оценена должным образом.

9) Проблемы могут возникать из-за несовпадения сложившегося профессионального амплуа и профессионального типа.  Есть тип людей, которые на работе ищут общения, для них важен прежде всего хороший коллектив, «чтобы было с кем поговорить». Работа при этом может быть рутинной. Следующая категория – «достиженцы» – ориентирована на результат: любит преодолевать трудности, их движущий фактор – виртуальная медаль на грудь в конце пятилетки. Третий тип – «руководители», обожающие что-либо организовывать. Для них главное – власть и получение материальной выгоды.Полезно сравнить то, кем сотрудник является на самом деле – «другом», «достиженцем» или «руководителем». Может, проще не менять профессиональную сферу, а попробовать играть другую роль в рабочем пространстве?

10) К группе риска относятся сотрудники, подверженные возрастным кризисам. В трудоспособный период жизни люди могут быть подвержены кризису профессионального самоопределения, кризису смысла жизни и кризису среднего возраста.

Кризис профессионального самоопределения наступает в 20-23 года и, как правило, вызван тем, что человек переходит в новый для себя статус – статус работника организации. Распорядок жизни молодого сотрудника резко меняется, ему необходимо быстро адаптироваться к требованиям работодателя и новому коллективу, приобрести практические навыки. У вчерашних студентов первая серьезная работа может сопровождаться хроническими страхами: «а вдруг не получится?», «а если не справлюсь?». Эти страхи и высокое внутреннее напряжение являются признаками синдрома профессионального выгорания и могут привести к сомнениям в правильности выбранной профессии.

Кризис смысла жизни, или кризис 30 лет, может вызвать неожиданный спад профессиональной активности. Как правило, к этому возрасту человек уже определился в выборе своего жизненного пути, добился первых успехов, решил задачи, которые ставил перед собой 10-15 лет назад. И вот на волне успеха вдруг возникает вопрос: «а к тем ли целям я стремился?». Люди, которые не имеют готового ответа на этот вопрос, начинают сомневаться в своем выборе. Этот кризис болезненно переживают и те, кто не до конца реализовал задуманное или испытал разочарование – в профессии, в бизнесе или в личной жизни. Синдром профессионального выгорания, развивающийся на фоне «кризиса смысла жизни», характеризуется снижением деловой активности и отчуждением от коллег. В этих случаях человек может привязаться к алкоголю, пренебрегать требованиями трудовой дисциплины, уходить от своих прямых обязанностей.

Кризис среднего возраста наступает в 40-45 лет. В этот период синдром может развиться из-за опасения стать профессионально невостребованным человеком. Они ощущают, что к 45 годам достигли своего «профессионального потолка», получили то, к чему стремились, и... не знают, что им дальше желать.

С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.

Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

Психофизические симптомы профессионального выгорания:

чувство постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;

полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.


Социально-психологические симптомы профессионального выгорания:

безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»);
дегуманизация: человек становится более черствым, менее отзывчивым к другим людям, чужим проблемам;
негативное отношение к клиентам. Например, учитель на уроке злится на весь класс, хотя в глубине души понимает, что это он не в состоянии контролировать ситуацию.


Поведенческие симптомы профессионального выгорания:

ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
удаление от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, выпитого кофе, повышенное применение лекарств, а то и применение наркотических средств.


Итак, мы рассмотрели теоретические аспекты  синдрома профессионального выгорания, как же выглядит эта проблема в библиотечной сфере?

Психологические особенности труда библиотекаря

«Навеки среднего возраста, незамужняя и, как правило, некоммуникабельная, она существует для того, чтобы гасить проявления непосредственности, резким голосом или шипением призывая молодежь к порядку. Ее единственными занятиями кажутся проверка сданных книг и собирание штрафов за просроченные книги. Для нее лучше было бы, чтобы книги оставались на полках, где их не порвут и не запачкают. Здесь, за столом книговыдачи, она и будет оставаться, ставя штампики на книги, пока не уйдет на пенсию».

Это описание – не вопрос юмористической викторины и не цитата из художественного произведения. Это – блестящий пример широко распространенного стереотипа о библиотекаре, приведенный американскими исследователями.

Стереотипы о представителях библиотечной специальности отличаются чрезвычайной устойчивостью и универсальностью. 
Проблема стереотипного восприятия библиотекарей является предметом изучения многих ученых по всему миру: этому вопросу посвящаются отдельные исследования, создаются специализированные ресурсы в Интернет.

При этом усредненные социальные представления о библиотекарях можно описать следующими тезисами:

- работа библиотекаря очень спокойная;
- библиотекари начитаны и знают ответы на все вопросы;
- работать в библиотеку идут самоотверженные специалисты, наделенные особой любовью к книгам и людям;
- библиотекари часто одиноки, раздражительны, строги и лишены чувства юмора.

Наверняка, каждому хотя бы один раз приходилось слышать (или высказывать) подобные суждения. И хотя опровержений стереотипным взглядам мы встречаем в жизни не меньше, чем подтверждений, стереотипы разделяются большинством, запускаются автоматически и зачастую существенно влияют на наше восприятие того или иного явления. При этом мы редко задумываемся о причинах и внутренних разногласиях принятых стереотипов.

Почему, при спокойной работе, библиотекари становятся придирчивыми и раздражительными?

Почему, в окружении вековой мудрости, сотрудники библиотеки не могут «обучиться» психологии общения?

Каким образом соотносится любовь к людям с одиночеством, требовательностью и раздражительностью при общении с читателями?

Почему на спокойную работу идут только самоотверженные люди?

Таких вопросов можно поставить не один десяток. Мы не будем останавливаться на обсуждении внешних противоречий, связанных с библиотечной профессией, ее непрестижности, относительно низкой оплаты труда, недостаточного материально-технического оснащения библиотек, наблюдающихся в условиях признания особой ценности обмена информацией и распространения знаний. Возможно, эти противоречия временные, и их решению уже уделяется достаточно внимания. Мы постараемся исследовать лишь некоторые, «внутренние» психологические противоречия, связанные с трудом библиотекаря.

Так, библиотекари называли следующие негативные особенности своей профессиональной деятельности:

1. Однообразие физического окружения. Высказывались жалобы о том, что работники устали постоянно находиться среди неизменных книжных стеллажей.
2. Невозможность полного раскрытия своего потенциала и применения имеющихся профессиональных навыков.
3. Слабый контроль над своей карьерой. Библиотекари сообщали о субъективном ощущении полного отсутствия их участия в управлении дальнейшим карьерным ростом.

Спецификой профессионального труда  библиотекаря является, помимо отмеченных  особенностей, необходимость постоянного контакта с большим количеством людей. И, что самое важное, контакта, характеризуемого «односторонним», можно сказать, «безвозмездным» предоставлением услуг, что подразумевает отсутствие четко установленного механизма получения подкрепляющей обратной связи со стороны потребителей этих услуг. Можно сказать, что в этом смысле работа библиотекаря качественно отличается от других специальностей, связанных с массовым обслуживанием пользователей. Библиотекарь, в отличие от продавца, не ориентирован на продажу,  не ожидает, подобно педагогу, долгосрочных результатов своей деятельности, в сущности, он даже не контролирует окончательный результат работы с пользователем, как это может сделать врач или сотрудник правоохранительных органов.

Основным мерилом качественного обслуживания читателей (его психологической составляющей) является чувство удовлетворенности библиотекаря о проделанной им работе и субъективное восприятие им удовлетворенности читателя. Именно в этой точке сосредоточена основная ценность и, одновременно, сильнейшая опасность труда библиотекаря. Для многих сотрудников библиотек очень мощным поддерживающим и мотивирующим фактором является ощущение востребованности своего участия и помощи другим людям, при этом отсутствие материальной подоплеки акцентирует просветительский, «дарующий» характер труда библиотекаря. В то же время, особую опасность представляет преобладание субъективного компонента в оценке качества обслуживания, неоднозначность и «многотрактуемость» которого может служить серьезным основанием для развития неуверенности, неудовлетворенности и стресса, связанных с осуществлением профессиональной деятельности.

Характер библиотеки как общедоступного учреждения культуры делает возможным ее посещение большим количеством граждан, представляющим собой достаточно неоднородный контингент. Необходимость соответствовать своей социальной роли, подавлять возникающие эмоции и сохранять вежливое и предупредительное поведение при обслуживании читателей вне зависимости от их личностных особенностей и манифестируемого поведения требуют от библиотекаря постоянной и напряженной внутренней работы. Случается, что психологические особенности сотрудника предполагают психическую устойчивость в такого рода ситуациях и в определенной мере предохраняют его от воздействия стресса, связанного с обслуживанием пользователей. В иных случаях возможно развитие «синдрома эмоционального выгорания» как закономерного ответа организма на регулярные эмоциональные потрясения.

В свою очередь, специфика работы библиотекарей представляет своего рода «мягкую западню» для своих специалистов. Тихая, спокойная обстановка библиотеки, а также достойная, почетная миссия ее работников не производят впечатления о существующей опасности. Микрострессы, переживаемые библиотекарями при обслуживании пользователей, имеющие место на фоне однообразия обстановки и однотипности выполняемых функций, являются незаметными как для самих сотрудников, так и для их руководителей, что исключает возможность своевременного профилактического воздействия. Результатом является постепенная потеря интереса к работе, эмоциональное огрубение, понижение самооценки и чувства собственной значимости, потеря инициативности, и многие другие симптомы, субъективно переживаемые как «опустившиеся руки» и нежелание работать.

При этом самую большую опасность представляет невозможность сотрудника и его руководителя дать компетентное объяснение наблюдающимся изменениям. Потеря у работника инициативы и желания осуществлять деятельность, выходящую за рамки должностных предписаний, а также наблюдающаяся апатия и даже грубость при обслуживании пользователей нередко трактуются руководителем как признаки лени и «испорченности» сотрудника. Высказываются сожаления о «потерянном кадре», предпринимаются попытки «восстановить работоспособность» с использованием известных мер контроля (от устного выговора до материального взыскания, административного наказания и т.д.), которые, по большому счету, в этой ситуации оказывают дополнительное демотивирующее действие.

В свою очередь, характер длительного постепенного наращивания симптомов эмоционального выгорания может породить у самого сотрудника ощущение безысходности, непоправимости и глобальности изменившегося отношения к работе, сотрудникам и своей жизни. Изменения переживаются как данность, работа начинает восприниматься как «постылая повинность». Не имея возможности ничего изменить, работник начинает приспосабливаться к трудовым условиям, но, конечно, уже совершенно на другом уровне.

Особенности труда школьных библиотекарей

Неопределенность правового статуса. Деятельность библиотекаря, его профессиональная составляющая, права, обязанности прописаны в главе 6 статья 54 «Кодекса об образовании».

Статья 54. Иные работники учреждений образования
1. К иным работникам учреждений образования относятся лица, осуществляющие административно-хозяйственные, инженерно-технические, производственные и иные вспомогательные функции.
2. Права и обязанности иных работников учреждений образования устанавливаются законодательством, уставами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, их трудовыми договорами.


Расплывчатая трактовка степени загрузки библиотекаря. Так специфика труда библиотекаря, степень его загруженности в школе достаточно часто не оценена руководством  школы в полной мере, то возникает вопрос о якобы неполной загрузке библиотекаря. В этом случае его пытаются «догрузить»  чем то явно необходимым с точки зрения администрации, что не может не сказываться на качестве обслуживания.

Повышенные физические и эмоциональные нагрузки при обеспечении учебниками. Я думаю, что тот, кто однажды сталкивался с проблемой приема-сдачи учебников, разделит мое мнение, что эмоциональная и физическая нагрузка на библиотекаря в период май-июнь, август-сентябрь возрастает многократно.

Ограниченное время для обслуживания. В отличии от массовых библиотек, пик обслуживания учащихся приходится на перемену и это вносит свои особенности в характер обслуживания.

Несоответствие между фондами школьных библиотек и запросами читателей. По данным российских исследователей фонды школьных библиотек только на 30% соответствуют запросам читателей.

Несовпадение читательских интересов библиотекарей и учащихся. Многие библиотекари, особенно из числа тех,кто не владеют компьютером, не владеют информацией о новинках литературы для детей, а также об их преопочтениях в художественной литературе, что создает огромные проблемы в обслуживании.

Слабая  компьютеризация. Конечно, «Год книги» привлек внимание руководства к проблемам слабой компьютеризации школьных библиотек, но не решил это проблему окончательно.

Сильное шумовое загрязнение в течение рабочего дня. Библиотека – это тишина и уют – это устойчивый стереотип, справедливый в отношении массовых библиотек. Специфика работы школы совсем иная. Шум во время школьной перемены накладывает свои особенности на работу  школьного библиотекаря.

Различие в степени освоения компьютером между библиотекарем и учеником. Оставим это без комментариев.

Замкнутое пространство для общения. В школьной библиотеке состав читателей может меняться только из класса в класс. Выпускники уходят, первоклассники приходят. Однако вовлеченность библиотеки в учебный процесс предполагает тесное общение с учителями и восприятие их, как коллег по работе. Итак, в небольшой массовой библиотеке количество работников обычно варьируется от 2 до 10. В школьной библиотеке вы завязаны на весь педколлектив.

Одной из профессиональных проблем, приводящих к выгоранию, можно считать отсутствие устойчивых контактов с массовыми библиотеками, а также  отсутствие в школьных библиотеках профессиональной периодики. Сложно идти вперед, не изучив опыт коллег по определенным проблемам.

Психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми

Неприязнь к библиотеке. Такое отношение часто появляется оттого, что библиотеки, помимо своей основной функции, не могут предложить ребятам, что-то большее потому становятся скучными и неинтересными для детей.

Игровые интересы. Дети всегда остаются детьми и любую, даже учебную деятельность они хотят превратить в игровой процесс. Отсутствие в библиотеке игрового процесса также может стать для ребят, особенно начальных классов, камнем преткновения, из-за которого они редко посещают школьную библиотеку. Вследствие этого ребенок может оказаться в изоляции, уходит в себя.

Отсутствие интересных программ. Любая детская деятельность интересна тогда, когда она хорошо организована. В этой связи существенное значение приобретает методичная, целенаправленная работа школьного библиотекаря с детьми. Причем здесь важно также учитывать половозрастные характеристики детей.

Некомфортность. Отсутствие комфорта в библиотеке часто является причиной для ее непосещения. Ощущение "домашней" обстановки, уюта и тепла является очень важным фактором для формирования положительного эмоционального настроя.

Отсутствие у библиотекаря умения работать с детьми. Это и нежелание понять ребенка, выслушать его, и отсутствие этики поведения, и отсутствие опыта общения с детьми, как такового (например, в силу молодого возраста библиотекаря) и т.д.

Неумение библиотекаря разрешить все вышеперечисленные проблемы очень часто приводят к полному психоэмоциональному выгоранию библиотекаря.

Итак, чтобы быть профессионалом с «большой» буквы библиотекарь должен:

Быть доброжелательным и чутким.
Разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и интересы.
Иметь высокий уровень интеллектуального развития.
Иметь широкий круг интересов и умений.
Иметь помимо основного еще какое-либо образование (например, психологическое).
Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с работой с детьми.
Иметь живой и активный характер.
Обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму).
Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.
Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Кроме общекультурных навыков, библиотекарю необходимо развивать и другие качества, необходимые для его профессиональной деятельности. Так, для библиотекаря важны функции внимания, уровень настройки на прием и переработку поступающей информации, способность длительное время сохранять устойчивое внимание и умение переключать его с одного вида деятельности на другой.  Особенно важно умение оперативно выбрать из большого объема информации  именно те сведения,  которые необходимы для решения конкретных задач.

Библиотекарю необходимо самостоятельно развивать волевые качества: умение работать по инструкции, выполнять предписания. К коммуникативным качествам относятся умение найти верный тон, целесообразную форму общения, способность установить контакт с собеседником. Важен эмоциональный уровень профессии: уравновешенность, уступчивость, доброжелательность, умение выявить привлекательные стороны в библиотечной профессии. Библиотекарю необходимо уметь четко излагать свои мысли, вести беседу на интересующие читателя темы, аргументировать свою точку зрения.
 

Как же уберечься от столь опасного состояния, как синдром ПЭВ?

К сожалению, люди могут годами переживать синдром сгорания и ничего не предпринимать. Это происходит потому, что люди, во-первых, просто не понимают своего состояния, а, во-вторых, не знают, что с этим делать. В худшем случае у человека развивается депрессивное состояние, из которого самостоятельно выйти не так уж просто. В этом случае будет правильно обратиться к психологу или психотерапевту. Прийти к нему и сказать: «Не хочу идти на работу. Не хочу видеть людей. Не могу общаться с семьей». Но лучше до такого состояния себя не доводить. И первые симптомы следует рассматривать не как на опасность, а как на знак, который дается для того, чтобы рост личности и ее профессиональный потенциал защитить.

Если же человек понимает, что с ним происходит, справиться с ситуацией он может самостоятельно. И чем раньше он этим займется, тем лучше, потому что душевные раны заживают намного медленнее, чем телесные.

Правда, универсального рецепта, как уберечься от «сгорания», нет – протекание процесса и способы выхода из создавшегося положения зависят от структуры и психологических особенностей каждой. Потому нужно знать себя, знать свою природу, понимать, что вызывает определенные состояния, и как ими можно управлять. Например, пришел человек на работу, и уже сама мысль об этом вызывает отвращение. Почему у него появляются такие мысли? Нужно спросить себя об этом, найти ответ и в зависимости от этого найти решение. Решения могут быть разными. Заняться тем, что дает энергию, душевный подъем. У каждого человека эти источники индивидуальны.

Человеческий организм обладает от природы колоссальным потенциалом и механизмами саморегуляции и восстановления сил. Возможно, правильнее будет сказать, что наша задача – не мешать тому природному уму, которым с избытком наделяет нас жизнь. И для этого нам нужно учиться – учиться слушать себя и заботиться о себе, правильно координировать свои эмоции и чувства, получать удовольствие и строить отношения. Ведь если проявлять внимание к самим себе, то жизнь во всех её проявлениях – работа, семья, друзья, отдых – приносит радость и силы, чтобы «жить, гореть и не угасать...».

Важно продолжать образование, самообразование, развивать профессиональные навыки. Нужны добрые, дружеские отношения с коллегами. В процессе получения новых знаний, будучи в окружении других профессионалов, личность получает возможность обсуждать с другими профессиональные проблемы.

Если вы чувствуете, что эмоциональное выгорание вас «накрывает с головой», спасение утопающих должно стать делом рук самих утопающих. Первым шагом к преодолению выгорания должно стать четкое представление своего будущего. Тут надо как бы подняться над ситуацией и взглянуть на происходящее со стороны. Результатом размышлений могут стать:

- уход в лежащую рядом профессиональную область, где прежние знания, умения, навыки найдут новое применение;
- сохранение рода занятий, которые станут отныне инструментом для достижения глобальных целей;
- смена рабочих приоритетов, попытка овладеть в профессии новыми навыками и умениями.

В деле психологической разгрузки помогают: культивирование интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации, активная социальная жизнь и, конечно же, общение с друзьями, не имеющими отношения к вашей работе.

Качества, которые помогают поддерживать эмоциональную стабильность: стремление к исполнению желаний без надежды стать победителем во всех случаях, умение проигрывать без самоуничижения и агрессии; способность к объективной самооценке без стремления понравиться всем; открытость новому опыту; умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.

Согласитесь, гораздо лучше, не дожидаясь неприятностей, предупредить их. Если вы чувствуете, что работа «давит» на вас, вызывает эмоциональную нестабильность, для начала обдумайте равномерное распределение своей рабочей нагрузки. В работе учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой, а на возникающие по ходу дела производственные конфликты не обращать внимания. И самое главное правило – не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими. Перфекционизм (стремление быть совершенством) загубил множество людей, начальники которых просто оказались неспособными оценить старания сотрудников – ни материально, ни по-человечески.

Хороший климат внутри коллектива, ощущение эмоциональной поддержки коллег и администрации – это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищенности в коллективе, наличие надежной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют уменьшить напряженность, тревогу, а также агрессивные проявления.

Почаще вспоминайте, что работа лишь часть жизни. А вот семье и близким людям ваше здоровье, надежность и внимание всегда будут нужны. Баланс очень важен, поскольку люди часто чрезмерно вкладываются в работу, делают ее огромной, чересчур значимой частью своей жизни. Необходимо найти для себя другие виды занятий, хобби, увлечения, новые интересы, чаще переключаться на что-то приятное, радовать себя, получать новые впечатления, заниматься спортом.

Итак, поведем итоги.

Чтобы быть любимым, здоровым, счастливым профессионалом необходимо:

Преодолеть собственную душевную  и физическую лень.
Помните, что нельзя всегда быть «отличником». У каждого из нас есть периоды взлетов и падений.
Обязательно устраивать себе отдых в выходные.
Включать в пищу много клетчатки, орехов, показан шоколад и изредка сладкое.
Хоть иногда делать шопинг для себя любимой.
Использовать аромотерапию.
Заведите себе животное. Поддержка «братьев наших меньших иногда творит чудеса.
Хобби, хобби и еще раз хобби. Диапазон очень разнообразен – от рыбалки до вышивания бисером.
Путешествовать по возможности. Мир, Несвиж Полоцк вполне нам по силам.
Общаться с друзьями, которые нас понимают. «Кухонную психотерапию» еще никто не отменял.
Максимально уходить от общения с неприятными нам людьми.
Улыбаться даже через силу. Улыбайтесь – это помогает.
Осваивать Интернет. Там вы найдете массу полезных методик по преодолению душевного кризиса. Заодно не помешает почитать новую литературу для подростков.
Ходить в театр, бассейн. Стоимость билета нам по карману.
Посещать профилактические врачебные осмотры.
Помнить, что работа не волк – в лес не убежит, а семья может.
Ну, а если не складывается роман с работой, может сменить работу?!

Будьте счастливы!!!

Список рекомендуемой литературы:

1. Алтухова Г. Беседы об этике и имидже // Библиотека. – 1998. - Ν 2. – С.39 – 41.
2. Алтухова Г.А. Речевая культура библиотекаря: Учебное пособие. – М., 2002. – 96 с.
3. Библиотечное обслуживание: теория и методика: Учебник / под ред. А.Я. Айзенберга.  – М., 1996.
4. Ванеев А.Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение. – СПб., 2002. – 128 с.
5. Комисарова Л.Д. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки: Методическое пособие. – М., 2003. – 150 с.
6. Психологический климат в коллективе библиотеки: Практическое пособие / Рос. гос. б-ка; Сост. : Е.В.Губина, О.В. Решетникова, Г.Н. Сартан. – М., 1996. – 152 с.
7. Трушина И., Фирсов В. Еще раз о профессиональной этике //Библиотека. – 2002. - Ν 11. – С. 68 – 72.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.